Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы определяется тем, что в современном мире основой развития экономики страны является инновация. Главным ориентиром является внедрение новых технологий. Необходимым условием достижения указанной цели должно стать стимуляция и оживление инновационно-инвестиционной деятельности, обеспечение технического, технологического и организационно-экономического реконструкции и реновации производства.
Будущие возможности развития инновационной экономики будут складываться, в целом, исходя из пути экономического развития, инновационно-инвестиционного плана. Также в настоящее время политическая конъюнктура, санкционное противостояние и негативные макроэкономические факторы оказали отрицательное влияние на инвестиционный потенциал регионов.
1.Теоретические аспекты инновационно-инвестиционной политики и экономической безопасности
1.1.Понятие и сущность инновационно-инвестиционной политики
Всего за два с лишним года пандемия затормозила экономический рост во многих странах. В условиях пандемии многие государства тратят деньги на здравоохранение и санитарию, профилактические санитарные меры, безопасность пассажирских перевозок и таможенные процедуры. С объявлением пандемии многие сервисы перешли на онлайн-формат, а многие торговые точки, магазины, аптеки, рестораны и кафе перешли на обслуживание клиентов на дому посредством доставки товаров по онлайн-заказам.
Существует также обучение с помощью онлайн-обучающих программ и предоставление онлайн-денежных переводов услуги в финансовом секторе. Несмотря на переход многих сервисов в онлайн-формат, промышленное производство продолжает создавать промышленные продукты таким же образом, принимая во внимание требования ВОЗ.
Как известно, экономический рост возможен при условии применения инновационных преобразований, при которых используются различные инвестиции за счет внутренних средств и привлекается иностранное финансирование. Следовательно, источниками экономического роста являются в основном инновации и инвестиции.
Инновационная деятельность включает в себя различные источники знаний и многочисленные области применения. Источники знаний могут быть связаны с новыми научными знаниями, но могут также включать передачу знаний от клиентов компаниям или даже между различными коммерческими фирмами. Следовательно, инновационный процесс включает в себя сложную систему рыночных и иерархических отношений.
Инновации - это процесс преобразования знаний в экономические и социальные блага. Компании повышают производительность и прибыльность за счет использования инноваций. С помощью инноваций фирмы могут легко выходить на новые рынки и увеличивать свою долю на существующих рынках. Эффективные, прибыльные и высококонкурентные фирмы в стране также получают конкурентное преимущество в глобальном масштабе благодаря инновациям. В результате инновации повышают занятость, устойчивый рост, социальное благосостояние и качество жизни
1.2.Влияние инновационно-инвестиционной политики на экономическую безопасность региона
Уровень жизни в стране предопределяет рост производительности. Повышение производительности делает регион богаче независимо от того, что происходит в остальном мире. Это зависит от инвестиций в физический капитал, человеческий капитал, НИОКР и повышения эффективности государственных институтов, инноваций и технико-технологического прогресса [11].
Инновации, являясь основным фактором качественного экономического роста, влияют на экономическую безопасность региона.
Экономическая безопасность – это способность региона обеспечить безопасность своих экономических процессов, происходящих на территории, от внешних неблагоприятных условий.
Влияние инноваций на темпы экономического роста проявляется за счет повышения производительности труда и повышения эффективности производства. Помимо количественного увеличения производства, качественный экономический рост сопровождается многими структурными, технологическими и другими изменениями. Инновации стимулируют качественный экономический рост.
В результате инвестиций в инновации происходит перераспределение ресурсов в экономике с целью их более эффективного использования, что приводит к изменению ее структуры:
- Инновационная поддержка экономического роста.
Возможности для экономического прорыва за счет инновационной поддержки и гибкого экономического развития актуальны в современных условиях. Для решения этой проблемы необходимо более активно внедрять в практику разработанные методологические основы гибкого развития и построенную концептуальную модель теоретического построения механизма его обеспечения, включая закономерности формирования потенциала развития гибкости, его базовую ценность и сферу проявления. Новое методологические подходы обеспечат несомненный эффект для анализа этой проблемы, а предлагаемые новые направления теоретических исследований гибкого развития разовьют способность предприятий к гибкому развитию, повысят их деловую активность и экономический рост страны и регионов.
Активное внедрение инноваций во всех сферах экономики, от исследований и разработок до маркетинга (технического и образовательного, управленческого и многих других), обеспечит рост на основе уже внедренных инноваций [12].
2.Анализ современной инвестиционно-инновационной политики г.Санкт-Петербург
2.1.Анализ инвестиций в инновационное развитие Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург является регионом, в котором активно происходят инновационные процессы, реализуются инновационные проекты, на которые бюджетом предусмотрены расходы и вложения. Частные инвесторы также заинтересованы в инновационном развитии региона ввиду его большого потенциала.
В последние годы свыше 60% всех инновационных расходов приходится на приобретение инновационной техники и технологии и лишь 14% - на ее создание собственными силами, на базе научно-технического потенциала (хотя в целом тенденция положительная).
Недостаточно финансируются такие стратегически важные направления инновационного развития, как обучение персонала (1,3%) и маркетинговые исследования (2,3%). В перспективе это может вызвать как непреодолимый дефицит кадров, способных эксплуатировать инновационное оборудование, так и потерю перспективных рынков сбыта инновационной продукции.
Низкой является доля затрат на оборудование научных организаций - для достижения среднего по России показателя ее необходимо увеличить на 2,7% (минимум на 58,9 млн. руб.) ежегодно.
Наибольший объем инвестиций уже по традиции принадлежит сектору информационно-телекоммуникационных технологий (23.6 %). С некоторым отрывом идут энергетика и энергосбережение (14.1 %), транспорт и двигателестроение (12.8 %) и биотехнология с медициной (11.3 %).
2.2.Оценка экономической безопасности региона
Экономическая безопасность Санкт-Петербурга зависит от степени экономического развития региона.
Правительство Петербурга представило прогноз развития экономики на следующий год, но основные показатели отличаются от динамики предыдущих лет незначительно, даже с учетом низкой базы 2020-2021 года, когда многие отрасли были отброшены назад из-за пандемии. Промышленности не дают развиваться технологическое отставание, низкая производительность труда и дорогие кредиты, инвестиции тормозит санкционная политика, а реальные доходы населения будут расти на 2,6% в год.
Материалы по социально-экономическому развитию Петербурга на 2022 год и прогнозные 2023–2024 годы опубликованы на портале городского правительства. По оценке экономического блока администрации, с учетом миграционного прироста (около 123,9 тыс. человек) среднегодовая численность населения города в 2024 году достигнет 5,5 млн человек (сейчас, по официальной статистике, она составляет около 5,3 млн человек).
В 2022 году в условиях стабилизации эпидемиологической ситуации, восстановления деловой активности и компенсационного роста отраслей экономики темп роста ВРП Санкт-Петербурга ожидается на уровне 3,1% и составит 5,7 трлн рублей. Среднегодовой прирост ВРП прогнозируется на уровне 3,1% по базовому сценарию и 4,6% — по целевому. Рост объема внешнеторгового оборота Санкт-Петербурга в 2022–2024 годах по базовому варианту прогноза в среднем составит 3,7% ежегодно и в номинальном выражении к 2024 году достигнет $52,6 млрд ($42,6 млрд в 2020 году).
3.Перспективы развития инвестиционно-инновационной политики г.Санкт-Петербург для повышения экономической безопасности
Рекомендации по развитию национальных систем финансирования инноваций в Санкт-Петербурге, разрабатываемые экспертами, как правило, исходят из необходимости построения рыночной системы финансирования. Как правило, эти рекомендации предполагают переход к системе с ключевой ролью венчурного капитала и самостоятельного малого инновационного бизнеса.
Однако такой подход представляется малопродуктивным. Это связано с тремя обстоятельствами.
Во-первых, текущий уровень развития рыночных институтов, - таких как защищенность прав миноритарных акционеров, уровень публичности компаний, развитость рынка слияний и поглощений и др. - не соответствует требованиям, предъявляемым к такой системе.
Во-вторых, финансовая система традиционно относится к системам с преобладанием банковского финансирования, а не финансовых рынков и институциональных инвесторов. Это также не соответствует условиям успешного функционирования рыночной системы.
В-третьих, как отмечалось, одной из негативных черт рыночной системы финансирования инноваций является ее недостаточная устойчивость, сильная подверженность циклическим колебаниям. В текущих условиях, когда финансовые рынки переживают глубокий системный кризис, сама жизнеспособность данной системы в ее нынешнем виде может быть поставлена под сомнение.
Заключение
Современный этап общеэкономических изменений представляет собой структурную, институциональную перестройку не только национального хозяйства, но также и возобновление экономического потенциала, роста и всестороннего развития. Необходимым условием достижения указанной цели должно стать стимуляция и оживление инновационно-инвестиционной деятельности, обеспечение технического, технологического и организационно-экономического реконструкции и реновации производства.
Экономическая безопасность и инновации тесно связаны между собой, так как инновации - это процесс, обеспечивающий экономическую выгоду, которая в дальнейшем способствует увеличению объема национального дохода. Важной особенностью инвестиций в момент появления и осуществления является повышение¬ совокупного спроса, а позже совокупное предложение, так как увеличивают объем производственных мощностей.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Федеральный закон от 25.02.1999г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»
2. Абакумова К.Н. Инновации и инвестиции: проблемы сфер влияния // Научный альманах. 2019. № 12-1 (14). С. 22-28.
3. Абдикеев Н.М. Экономика, основанная на знаниях, и инновационное развитие // Вестник Финансового университета. 2017. № 5 (83). С. 16-26.
4. Богатова Е.В. Инновационная экономика: монография. – М.: Русайн, 2018. – 88 с.
5. Валынкин Р.А., Ткаченко Ю.Г. Внедрение инновационных направлений развития в экономику России // Современные наукоемкие технологии. 2018. № 7-3. С. 79-80.
6. Версан В.Г. Инновационная экономика в условиях ограниченных ресурсов // Стандарты и качество. 2018. № 5. С. 14-19.
7. Гитман Л.Дж., Джон М.Д. Основы инвестирования: пер. с анг./ М.: Дело. 2018. - 108 с.
8. Давила Л., Шелтон Р. Работающая инновация – М.: Баланс Бизнес Букс, 2017. – 320 с.
9. Елкина О.С. Проблемы инвестиций в инновации // Сибирский торгово-экономический журнал. 2018. № 4 (25). С. 35-40.
10. Ильинская Е.М. Инвестиционная деятельность. – СПб.: Финансы и статистика 2019. – 320 с.
11. Исаев Р.А. Инновационная экономика: проблемы управления // Экономика и управление: проблемы, решения. 2018. № 9. С. 137-141.
12. Кабачевская Е.А. Нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – Т. 41. – С. 110–115.
13. Карпович Н.К. Развитие инновационной составляющей экономики на региональном уровне [Текст] // Экономика, управление, финансы: Материалы международной заочной науч. конференции – Пермь: Меркурий, 2017. – С.52-54.
14. Кирсанов М.Ю. Экономическое развитие и инновационная экономика: совершенствование государственного и муниципального управления // Научное мнение. 2018. № 2-3. С. 150-153.
15. Корецкая Л.К. Исследование процесса управления инновационным развитием в экономике / Л.К. Корецкая, А.М. Губернаторов. – М.: Русайнс, 2018. – 276 с.
16. Кузнецов А.С., Дьяченко Ю.К. Инновационная экономика как приоритетное направление развития России // APRIORI. Cерия: Гуманитарныенауки. 2018. № 3. С. 35.
17. Липина С.А., Липина А.В. Инновационная экономика 21 века: мировой опыт и практика // Успехи современной науки и образования. 2021. № 1. С. 11-13.
18. Медакова М.М. Теория инвестиций, инноваций, оптимального управления // Экономика. Бизнес. Банки. 2018. Т. 4. С. 33-40.
19. Суслов В.И. Инновационная экономика: общие положения// Вестник Алтайской академии экономики и права. 2018. № 1 (39). С. 15-24.
20. Инновации в России [Электронный ресурс]. Доступ через http://innovation.gov.ru/ru
21. Агентство инноваций и развития экономических и социальных проектов [Электронный ресурс]. Доступ через http://www.innoros.ru/news/regions
22. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. Доступ через http://www.gks.ru/